<>
 
                                                                   
   
 
                                        ОТПЕВАНИЕ УСОПШЕГО В ЦЕРКВИ
 
  Отпевание - правильное название - "Последование мертвенное." Более половины молитв поется.
Часто путают с Панихидой.Отпевание усопшего в церкви проводится единожды,перед погребением.
 
Панихида,это краткая служба,состоящая из молитв о прощении грехов усопшему и об упокоении усопшего в Царстве Небесном.Панихида может совершатся и до,и после погребения - несколько раз,
на 3 день,на 9 день,на 40 день.
 
Отпевание совершается единожды, в день погребения в церкви.Отпевание свидетельствует о том,что умерший принадлежал православной Церкви,которая его провожает в последний путь.Отпевание не совершаетсяв первый день Пасхи и в Рождество Христово.
 
                              КАК ЗАКАЗАТЬ ОТПЕВАНИЕ УСОПШЕГО В ЦЕРКВИ
 
  Умерший должен быть обязательно крещеным по православным традициям.
  Нужно выбрать церковь,в которой будут проводить отпевание.Бывает,что храм выбрал сам покойный в своем последнем волеизъявлении.Можно поручить выбрать храм агенту.Родственники покойного обычно
выбирают храм исходя из удобства,например,по дороге на кладбище,в церкви на кладбище или в морге.

 Заказать отпевание усопшего в церкви нужно накануне похорон,
при наличии гербового свидетельства о смерти (участились случаи,когда заказывают заупокойную службу на живых людей) и справки о бальзамировании из морга.Отпевание умершего могут заказать родственники покойного,
можно поручить заказ на отпевание агенту.
Сегодня отпевание умершего проводят,в храме,в морге,в крематории,на кладбище,дома.
По православным канонам отпевание усопшего должно происходить в церкви.
 
Установлена плата за отпевание усопшего в церкви  5 000-7 000 руб.Хотя это не по христиански,если человек был крещен,он должен быть отпет за пожертвование...Отпевание умершего нужно заказывать часов
на 11 утра.По времени отпевание в храме 30-40 минут,отпевание в морге,в зависимости от очереди, 10-20 минут.
 
  К моменту отпевания на покойнике должен быть нательный крест,венчик на голове,малая икона в руках.
Усопший должен быть по грудь укрыт церковным покрывалом.Свечи ,по количеству присутствующих, покупаются отдельно.
 
                                      ЗАОЧНОЕ ОТПЕВАНИЕ УСОПШЕГО В ЦЕРКВИ
 
  Заочное отпевание умершего получило распространение в период войн,когда человек умер далеко от дома,когда не было возможности привезти усопшего в храм для совершения обряда.
Сегодня заочное отпевание проводят по причине отсутствия времени у родственников покойного или стесненности в денежных средствах(заочное отпевание умершего стоит дешевле).При заочном отпевании не нужно заезжать в храм (дешевле транспорт на похороны),заочное отпевание также стоит дешевле 1 000 - 2 000 руб.
 
Не отпеваются в церкви самоубийцы.При записи на отпевание в церкви обязательно спросят причину смерти,особенно,если умерший молодого возраста.
 
                                 КАК ПРОИСХОДИТ ОТПЕВАНИЕ ПОКОЙНИКА В ЦЕРКВИ
                                                  
   По принесении в церковь тело умершего поставляется на середине храма с лицом открытым и обращенном к востоку (головой к западу,ногами к востоку),а около гроба ставятся светильники.Таким положением тела умершего Церковь хочет выразить свое материнское желание,чтобы не только живые,
но и умершие участвовали духовно в приношении Таинственной Жертвы и чтобы усопший,не имея возможности молиться Богу своими мертвыми и запечатленными устами,молил Благого Бога о помиловании самым положением своего тела.
 
  По совершении Божественной литургии начинается последнее молитвословие об умершем православном - совершается чинопоследование погребения.
 
  Чин отпевания и погребения мирян по своему составу подобен панихиде или утрени и состоит из трех частей:во первых,из чтения псалмов 90 "Живый в помощи Вышняго..." и 118: "Блажени непорочнии..."; во вторых,из пения канона,стихир,Блаженн,чтения Апостола и Евангелия и возглашения ектении; в-третьих,
из стихир при последнем целовании,отпуста,пения при несения тела умершего к могиле и заупокойной литии на могиле.
 
  При отпевании мирян 17-я кафизма,или псалом 118,разделяется на три статии.В первой и последней
статиях каждый стих псалма сопровождается пением "Аллилуиа",а каждый стих второй статии - пением
стиха "Помилуй раба Твоего (рабу Твою)".Статии же,или кафизмы,обозначаются в богослужебных книгах
так: 1-я статия словами "Непорочнии в путь...",2-я статия словами "Заповеди твоя" (т.е.словами из первого стиха второй статии "Руце Твои сотворите мя и создасте мя,вразуми мя и научуся заповеди Твоим",стих 73); 3-я статия обозначается словами:"Имя Твое..." (которыми оканчивается 1-й стих 3-й статии:"Призри на мя и помилуй мя,по суду любящих имя Твое",стих 132).
 
  После 1-й и после 2-й статии произносится заупокойная (малая) ектения.После 3-й статии поются тропари Непорочны:"Святых лик обрете Источник Жизни..." с припевом:"Благо-словен еси,Господи..." Затем следует заупокойная ектения и тропарь (называемый в 14-й главе Типикона "седален покоин"):
 
   "Покой Спасе наш,с праведными раба Твоего и сего всели во дворы Твоя,якоже есть писано,презирая,
яко Благ,прегрешения его,вольная  и невольная,и вся,яже в ведении и не в ведении,Человеколюбче".
  Слава,и ныне,Богородичен: "От Девы возсиявый миру,Христе Боже,сыны Света Тою показавый,помилуй нас".
 
  Затем начинается вторая часть отпевания.Читается 50 псалом  "Помилуй мя,Боже..." и поется канон, творение Феофаново,его же краестрочие (акростих): "Шестую припеваю отшедшему песнь".При чтении
канона обычно поется припев: "Покой (или - упокой...),Господи,душу усопшаго раба Твоего ".
 
  После малой ектении о упокоении по 3-й песни канона поется седален: "Воистинну суета всяческая...",
а после малой ектении по 6-й песни поются кондак "Со святыми упокой..." и икос "Сам Един еси Безсмертный..." После малой ектении по 9-й песни канона поются 8 гласов восемь самогласных стхир.
 
  Следует затем чтение Апостола и Евангелия - оно возвещает нам о будущем Воскресении мертвых.
  Апостол: "Братие,не хочу же оставить вас в неведении об умерших,дабы вы не скорбели,как прочие,не
имеющие надежды.Ибо,если мы веруем,что Иисус умер и воскрес,то и умерших в Иисусе Бог приведет
с Ним.Ибо сие говорим вам словом Господним,что мы,живущие,оставшиеся до пришествия Господня,не
предупредим умерших,потому что Сам Господь при возвещении,при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с Неба,и мертвые во Христе воскреснут прежде;потом мы,оставшиеся в живых,вместе с ними
восхищены будем на облаках,в сретение Господу на воздухе,и так всегда с Господом будем".
 
  Заупокойное Евангелие - от Иоанна,зачало 16,глава 5,стихи 25-30.(Приводятся по русской Библии.)
  "[ Сказал Господь пришедшим к Нему (уверовавшим в Него) иудеям:] Истинно,истинно говорю вам:
наступает время и настало уже,когда мертвые услышат глас Сына Божия и,услышавши,оживут.Ибо,
как Отец имеет жизнь в Самом Себе,и дал Ему власть производить и суд,потому что Он есть
Сын Человеческий.Не дивитесь сему:ибо наступает время,в которое все,находящиеся в гробах,услышат
глас Сына Божия,и изыдут творившие добро в Воскресение жизни,а делавшие зло - в Воскресение
осуждения.Я ничего не могу творить Сам от Себя.Как слышу,так и сужу,и суд Мой праведен,ибо не ищу
Моей воли.Но воли пославшего Меня Отца".
 
  После чтения Евангелия возглашается ектения о упокоении: "Помилуй нас,Боже..." После ектении
священник произносит вслух не только возглас: "Яко Ты еси Воскресение и Живот...",но и всю молитву:
"Боже духов...",предшествующую этому возгласу.
 
  В Требнике сказано: "И по исполнении сего (ектении) глаголет первый от священников,или архиерей
прилучився,молитву; "Боже духов..." велегласно,пришед близ умершего.Такожде и настоящии
священницы вси.Ведомо же буди,яко глаголему коемуждо прошению от диакона.во елико глаголется
прощение от него,глаголет вышереченную молитву кийждо священник,по чину своему,тайно,близ
умершего,и возглашает: "Яко Ты еси Воскресение и Живот...".Ныне же от перваго священника или
архиереа глаголется велегласно молитва: "Боже духов..." якоже выше речеся.По возгласе же бывает
целование". (Последование погребения мирских человек.)
 
  Последнее целование из этих прощальных стихир. "Братия! Приидите - отдадим последнее целование
умершему,благодаря Бога.Вот он оставил родных своих и спешит в могилу.Теперь у него уже нет забот о
суете земной и,о требованиях плоти многострадальной.Где теперь родные и друзья?Вот - разлучаемся...
О,помолимся Господу,чтобы Он успокоил его".
 
  "О,какая разлука,братия! Какая невыносимая скорбь,какая горечь слез в настоящие минуты! Вот,придите - еще раз целуйте того,который так мало был среди нас.Затем засыплет его могильный песок,закроет надгробный камень и он,разлучившись со всеми родными и друзьями,в гробовой тьме
соединится со всеми другими мертвецами.О,помолимся Господу,чтобы Он успокоил его".
 
  " Теперь обличается обольстительное торжество суеты жизненной.Вот,дух оставил свою телесную храмину,и что же с ней стало?Почерневшее брение,пустой сосуд,безгласный,неподвижный, безчувственный,мертвый.
Провожая ее в могилу,будем молиться Господу,чтобы Он дал почившему вечное упокоение".
 
  " Какова наша жизнь? Поистине - (скороувядающий) цвет,дым,утренняя роса. Подойдем ко гробу и
всмотримся пристально:где же стройность тела?Где жизненные силы?Где красота глаз и лица?Все
завяло,как трава,все разрушено.Приидем ко Христу и припадем к Нему с рыданиями".
 
  "Видя перед собой умершего,представим себе все,что будет с нами в последнии минуты жизни.Вот,он
исчез с земли,как дым,отцвел,как полевой цветок,посечен,как трава;затем покрытый гробной пеленой,
засыплется землей.Оставляя его навсегда скрывшимся от нас,будем молиться Христу,чтобы Он дал ему
вечное упокоение".
 
  " О,поистине все - суета и пустота; все,что обольщало жизни,обращается в ничтожество.Все мы исчезнем,все умрем:цари и сильные земли;судьи и притеснители,богатые и нищие,все,что только называется человеком.И вот они,красовавшиеся жизнью,одинаково все ввергаются в могилу.Будем молиться,чтобы Господь упокоил всех". " Все телесные органы теперь ни к чему; так легко прежде приводимые в движение,они сделались теперь неподвижными,ничего нечувствующими,мертвыми:очи закрылись,ноги и руки,как скованные,слух закрылся,на язык наложена печать молчания,и все уже - достояние могильного тления.О,поистине все - суета человеческая ".
 
  " Братия,друзья и знакомые!Видя,как я лежу безмолвный и бездыханный,плачьте обо мне.Давно ли я
беседовал с вами? И вот,как скоро настиг меня смертный час.О,все вы,кто любил меня! Подойдите, отдайте мне последнее целование; больше мне уже не быть и не беседовать с вами,потому что я отхожу к Судии,у которого нет лицеприятия,перед Которым предстоят наравне раб и господин,царь и воин, богатый и нищий, - все равны и каждый за свои дела будет или прославлен,или посрамлен.Но прошу всех и умоляю:непрестанно молитесь обо мне Христу Богу,чтобы я не был за свои грехи ввержен в место мучения,но чтобы Он вселил меня туда,где Свет Жизни".
 
  Вслед за пением стихир совершаются молитвословия,составляющие литию об усопших,после которой бывает отпуст:
  " Воскресый из мертвых,Христос Истинный Бог наш,момолитвами Пречистыя Своея Матере,святых славных и всехвальных апостол,преподобных и богоносных отец наших и всех святых,душу от нас преставльшагося раба Своего (или - рабы Своея.) (имярек),в селениих праведных учинит,в недрех Авраама упокоит и с праведными сопричтет,и нас помилует,яко Благ и Человеколюбец.Аминь".
 
  Диакон молит Господа,чтобы Он во блаженном успении подал вечный покой усопшему рабу и сотворил ему вечную память.
  Архиерей или иерей сам произносит трижды:
"Вечная память,достоблаженне и приснипамятне брате наш (или - достоблаженная и приснопамятная сестра наша.)".Затем певцы поют трижды - "Вечная память".
 
  Далее читается Разрешительная молитва.После возглашения усопшему вечной памяти " архиерей,аще
приключится тамо быти,или иерей чтет молитву прощальную велегласно". (Требник.Последование погребения мирских человек.) "Господь Иисус Христос,Бог наш,Иже Божественныя заповеди святым Своим учеником и апостолом давый,во еже вязати (здесь: не прощать) и решити ( и прощать) падших грехи,и от оных паки ( от них вновь,опять) мы приемши вины (причину,повод) тоежде (то же) творити:да простит тебе,чадо духовное,аще что соделал еси в нынешнем веце,вольное или невольное,ныне и присно,и во веки веков.Аминь".
 
  Ныне вместо краткой прощальной молитвы обычно читается другая,пространная,печатаемая особо (на отдельном листе), она называется "разрешительной молитвой".
 
   "Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию,даром же и властию,данною святым Его учеником и апостолом,во ежи вязати и решити грехи человеков,рек им:приимите Духа Святаго; ихже
отпустите грехи,отпустятся им; ихже удержите,удержатся;и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут  связана и разрешена и на Небеси.
 
Похоронные услуги в Москве
Организация похорон
 

 
                                                                                                                          
                                   

 

 
 

    

                  

                                
 
 
 
                                                                                                                           
                                    

 

 

 

 
Специализированное городское ритуальноое бюро: 8(495) 201-29-04, 8(967) 142-79-09, E-mail: ritual-mos@mail.ru